Автомобиль компактного класса Skoda Octavia представили миру в середине 1990-х годов. «Чешка» зарекомендовала себя на вторичном рынке как качественное, надежное и комфортное авто, оставаясь образцом ликвидности для доступных автомобилей класса «С».
Первой на конвейер встала Octavia в кузове лифтбек, которую, за счет необычной формы задка, часто путали с седаном. Тогда это решение оказалось уникальным, и желание купить модель растянулись на месяцы вперед. Позиционируясь на ступень ниже Volkswagen Golf IV поколения (на чьей платформе она была построена), Skoda Octavia сумела показать высокое качество сборки, отделочных материалов и нехарактерную надежность. Уже к 1999 году, когда помимо лифтбека выпускались универсал и седан, детище чешского автопрома обошло собрата по популярности, продаваясь сотнями тысяч автомобилей в год.
Залогом успеха также стала моторная линейка. Под капотом Октавии в разное время стояли 15 двигателей 59-180 л.с. треть из которых потребляла дизельное топливо. Четыре установки на тяжелом топливе и две бензиновых оснащались турбокомпрессорами, что позволило повысить мощность при соблюдении жестких требований по выбросу углекислоты. Коробок передач было три: 4-диапазонный автомат и 2 «механики» о 5 и 6 передачах. Также можно было купить автомобиль с полным приводом (им поделился родственный Гольф), получившим множество лестных отзывов.
Производство наладили на заводе этой Skoda в Млада-Болеславе. Вскоре стартовал выпуск в Калуге, столице Словакии Братиславе, казахстанском Усть-Каменогорске, украинском Соломоново и индийском Аурангабаде. С учетом широкой унификации узлов и агрегатов (что свойственно не только VAG) и развитой логистики, расходные запчасти и материалы всегда были в наличии у официальных и «серых» дилеров, а доставка того же двигателя или коробки передач редко занимала больше месяца. Качество самих машин друг от друга не отличалось — об этом свидетельствуют отзывы тех, кому повезло купить чешскую, казахстанскую и даже индийскую Шкоду.
Мы неспроста упомянули 1999 год, к которому Skoda Octavia уже продавалась 100-тысячным тиражом в год. Как и большинство продуктов масс-маркета, в начале пути «чешка» страдала детскими болезнями, вылечить которые удалось лишь спустя несколько лет. Владельцы первых автомобилей (до 2004 года модель обозначалась «А4»), отзывы которых легко найти в интернете, жаловались на проблемы электрики, нежную топливную аппаратуру и подвеску. Производитель их услышал, и спустя год после кризиса 1998 года, когда автомобильный рынок в России умер, доработанную модель можно было купить по почти демпинговым ценам.
На рынке даже сегодня можно купить Skoda Octavia конца 1990-х годов в приличном техническом состоянии и без следов ржавчины. Сказывается качественная оцинковка кузова, присущая большинству VAG-овских моделей, и ставшая основой для мифа о литерах ZZZ в VIN-номере Audi и Volkswagen. Соль на дорогах и реагенты способны нанести вред лишь лакокрасочному покрытию и хромированным деталям, поэтому редкие отзывы о том, что машина начала гнить, касаются восстановленных или горевших автомобилей. Но и полное отсутствие «рыжиков» также должно насторожить потенциального покупателя: возможно, вы пытаетесь купить Шкоду Октавию, которая совсем недавно перекрашивалась.
к содержанию ↑Если обратиться к разнообразным сайтам объявлений, то в среднем Skoda Octavia 1999 года выпуска (машины этого года считаются одними из самых качественных), стоит 150-200 тысяч рублей. В моторной гамме этих автомобилей чаще всего стоят 1.4 и 1.6-литровые моторы «бессмертной» серии MPi мощностью 74-102 лошадиных силы (наследника второго агрегата ставится на Rapid), хотя изредка появляются турбированные агрегаты 1.8Т и мощностью 150 л.с. На атмосферные моторы (по отзывам автовладельцев) особых рекомендаций нет, в случае с нагнетателем нужно оценить состояние турбины — из-за расхода масла она может попасть под масляное голодание и перегреться.
Коробки передач особого внимания не требуют: «механика» замены трансмиссионной жидкости не предполагает, «автомату» желательно делать замену каждые 60-80 тысяч км вне зависимости от рекомендаций производителя. Будучи надежной и ремонтопригодной, АКПП лишь недавно ушла на покой, сменившись 6-ступенчатой гидромеханической трансмиссией. Что до робота DSG, то он на поколение А4 никогда не ставился, за что инженерам VAG-а отдельное спасибо. Также при покупке стоит обратить внимание на систему полного привода — ее муфта не любит перегревов, а ремонт или замена могут оказаться слишком дорогими.
Skoda Octavia, став в свое время спасательным кругом для марки, была и остается эталоном качественного и недорогого семейного автомобиля. Судя по отзывам владельцев, она и спустя 20 лет продолжает радовать собранностью, простотой и ликвидностью на вторичном рынке. Обидное прозвище «Volkswagen Golf для бедных» себя не оправдало, поскольку у героини рассказа и ее именитого родственника слишком разная целевая аудитория при схожей стоимости.
Да и за 150-200 тысяч рублей, которые сейчас просят за Шкоду 1999 выпуска, ничего лучше не купить.