Автомобили Шкода Октавия А5 с бензиновыми двигателями оборудованы датчиками концентрации кислорода, известными как лямбда-зонд. Об этом устройстве мало вспоминают, пока оно штатно работает. Его неисправность сказывается на поведении авто.
Этот прибор измеряет уровень кислорода в выхлопных газах машины. Его показатели считываются электронным блоком управления, который определяет эффективность сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах и на этом основании корректирует впрыск топлива в двигатель. С помощью такой оптимизации уменьшаются вредные выбросы, повышается экономия бензина, улучшаются мощность и пусковые параметры движка.
Также данные с лямбда-зонда нужны для корректной работы каталитического нейтрализатора. Его используют в системе вывода отработанных газов, чтобы снизить количество токсичных выбросов (поглощается до 80%). Если кислородный датчик не будет работать, в природную среду попадет больше вредных веществ, а катализатор быстрее выйдет из строя. Эти приборы располагаются рядом.
к содержанию ↑Шкода Октавия второго поколения оснащена бензиновыми двигателями объемом преимущественно в 1.4, 1.6, 2.0 литров. Каждый имеет по несколько модификаций. В зависимости от этого, существуют различия среди используемых лямбда-зондов. А именно:
В автомобиле Шкода с двухлитровым двигателем с непосредственным послойным впрыском топлива (FSI) другая конструкция системы вывода выхлопных газов. С выпускного коллектора выходит раздвоенная выхлопная труба, на ней установлены два предварительных нейтрализатора. Перед такими нейтрализаторами размещаются широкополосные кислородные датчики. Они контролируют состав топливной смеси. С другой стороны поглотителей (за ними) расположен диагностический лямбда-зонд, который проверяет результат очистки. Потом двойная труба переходит в одну, где находится накопительный нейтрализатор. Но возле него стоят другие анализаторы.
Два функциональных датчика – управляющий и диагностический. Они одинаковы и взаимозаменяемы. Первый устанавливается на выпускном коллекторе, а диагностический – на выхлопной трубе за нейтрализатором. Эта компоновка на примере двигателя с объемом 1.6.
В целом датчики концентрации кислорода схематически располагаются с двух сторон каталитического поглотителя, независимо от особенностей системы вывода газов. Однако количество приборов разное. В первом примере их два, во втором – четыре.
Широкополосный или пороговый тип конструкции используемых датчиков зависит от конкретного двигателя. На это нужно обращать отдельное внимание.
Неполадки в работе лямбда-зонда можно ощутить во время езды. Это проявляется так:
Если такие признаки не наблюдаются, рекомендуется проводить диагностику системы подачи топлива после каждого пробега в 30 тыс. км.
Для замеров используют мультиметр или осциллограф. Диагностика проводится в смотровой яме или на гаражном подъемнике.
Сначала измеряется сигнал датчика (форма и частота). Двигатель должен быть включен и прогрет, поскольку лямбда-зонд может работать тогда, когда температура превышает 300 °C.
Некоторые кислородные анализаторы имеют нагреватель. Потом проверяется сопротивление нагревательного элемента (2–14 Ом) и определяется его напряжение – не ниже 10,5 В. Если меньше, то тестируются напряжение аккумулятора, проводка и контакты.
Если найденные отклонения невозможно исправить, нужно осмотреть сам анализатор. Для этого проводятся те же операции, что и при замене детали.
к содержанию ↑Суть ремонта состоит в замене неисправного кислородного датчика. Для этого необходимо наличие смотровой ямы или автомобильного подъемника. Также потребуются ключ на 22 и плоская отвертка. Схема разборки и сборки одинакова как для управляющего анализатора, так и диагностирующего.
к содержанию ↑Монтаж производится в обратном порядке. Важно резьбу аккуратно обработать пастой для деталей, которые подвергаются тепловому напряжению. Другие участки не обрабатываем! Они должны быть чистыми. Соблюдаем момент затяжки. Он разный, поэтому следует его уточнить. В частности, в нашем случае момент затяжки может составлять 50 или 55 Нм.